Внесены поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Во-первых, установлено, что срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора, может быть однократно продлен без проведения конкурсного отбора, но не более чем на 5 лет по соглашению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и регионального оператора. Определены следующие условия, при которых возможно такое продление:
- региональный оператор или лицо, входящее в одну группу лиц с региональным оператором, осуществило строительство (реконструкцию) объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО и доля поступающих на такой объект ТКО в общей массе образованных в зоне деятельности регионального оператора ТКО составляет не менее 20 %;
- объем инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО составил не менее 1 млрд. рублей;
- использование объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО позволяет снизить объем захоронения ТКО, поступающих на такой объект, на 50 % и более.
Также установлено, что орган государственной власти субъекта РФ вправе определить способ расчета объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО и (или) утвердить порядок выбора способа расчета объема и (или) массы ТКО региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, в каждом субъекте РФ регулирование определения массы ТКО будет индивидуальное. Если в субъекте РФ не будет своего регулирования, то расчет объема и (или) массы ТКО будет производиться по существующему федеральному порядку (в настоящий момент в этой части действует Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов").
Кроме того, внесено положение, позволяющее хозяйствующим субъектам (индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам), осуществляющим деятельность по накоплению, сбору отходов I и II классов опасности, принимать такие отходы от физических лиц.
Обращение с отходами I и II классов опасности, принятыми от физических лиц, такие хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно при наличии объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности либо передают такие отходы федеральному оператору или другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности.
В соответствующем ключе уточнен круг лиц, обязанных представлять информацию в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Также признано утратившим силу переходное положение в части обращения с отходами I и II классов опасности, согласно которому договоры, предметом которых являются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности и которые заключены до 25.09.2019, действуют с 1 марта 2022 года, если меньший срок не предусмотрен такими договорами.