Правовое регулирование требований к архитектурному облику возводимых объектов капитального строительства продолжает развиваться. После изменений Градостроительного кодекса РФ и дополнения формы градостроительного плана земельного участка разделом 12, в котором уполномоченные органы прописывают требования к архитектурно-градостроительному облику, появились и Правила согласования архитектурного облика, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 857 "Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства" (далее – постановление 857, ППР 857).
Выясняется, что органы публичной власти вправе установить требования к цветовым решениям здания, к его отделочным и (или) строительным материалам, к размещению технического и инженерного оборудования на фасадах и кровлях объектов капитального строительства, а также требования к подсветке фасадов объектов капитального строительства. Кстати, это не означает, что органы публичной власти будут иметь право указывать конкретный цвет фасада здания и вид плитки, которые только и можно будет использовать в отделке объекта капитального строительства. Согласно ППР 857 требования к цветовым решениям объектов капитального строительства устанавливаются путем перечисления цветов и оттенков с указанием палитры, а требования к отделочным и (или) строительным материалам объектов капитального строительства устанавливаются путем перечисления материалов для отделки фасадов и приемов улучшения декоративных качеств фасадов объектов капитального строительства.
В свою очередь нужно признать, что органам местного самоуправления в связи с принятием постановления 857 придется выйти из зоны комфорта и установить в Правилах землепользования и застройки палитры цветов и виды отделочных материалов, предполагаемых к использованию на улицах городов и поселков. Правда органы местного самоуправления вправе указать территории, для которых архитектурный облик зданий не определяется.
Но для тех территориальных зон и улиц, для которых требуется устанавливать архитектурно-градостроительный облик утвержден порядок его согласования. Инициатором согласования должен выступать либо правообладатель земельного участка, на котором планируется строительство, либо правообладатель объекта капитального строительства в случае его реконструкции.
В целях согласования архитектурного облика требуется подача заявления с приложением отдельных выдержек из проектной документации, на рассмотрение которых ППР 857 отводит органам местного самоуправления 10 рабочих дней. Суть решения о согласовании архитектурного облика заключается в том, что уполномоченный орган подтверждает соответствие архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства требованиям к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, указанным в градостроительном регламенте.
Градостроительный кодекс РФ, вводя в законодательство РФ требование о согласовании архитектурного облика объекта капитального строительства в части 2 статьи 40.1 предлагает лаконичный перечень объектов, для которых указанное согласование не требуется. В этот перечень входят объекты обороны и безопасности, учреждения исполнения наказания, а также объекты, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительства, а это, в подавляющем большинстве линейные объекты.
В постановлении 857 краткий перечень случаев, когда не требуется определять архитектурно-градостроительный облик значительно расширен. С 1 сентября 2023 года, даты вступления в силу ППР 857, не требуется согласование архитектурного облика для:
а) гидротехнических сооружений;
б) объектов и инженерных сооружений в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения;
в) подземных сооружений;
г) объектов наблюдения за физическими и химическими процессами в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, загрязнения воздуха, почв и водных объектов;
д) объектов капитального строительства для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления;
е) объектов капитального строительства, предназначенных для обезвреживания, размещения и утилизации медицинских отходов;
ж) объектов капитального строительства, предназначенных для хранения, переработки и утилизации биологических отходов;
з) объектов капитального строительства, связанных с обращением с радиоактивными отходами;
и) объектов капитального строительства, связанных с обращением веществ, разрушающих озоновый слой;
к) объектов использования атомной энергии;
л) опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенный перечень содержит объекты, которые явно будут располагаться не в центральных и жилых кварталах городов. Поэтому нужно понимать, что с 1 сентября 2023 года лишь от позиции органов местного самоуправления будет зависеть необходимость проведения новой процедуры согласования архитектурно-градостроительного облика возводимых или реконструируемых зданий и сооружений.