В первую очередь проблематика нестационарных торговых объектов регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – ФЗ №381). Согласно основным понятиям данного закона нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются не только объектом торговой деятельности в соответствии с пунктом 6 части 2 ФЗ N 381-ФЗ, но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из пунктов 1, 10.2, 36, 37, 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На данный факт обращает внимание Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2020 N 41-АПА19-9.
Требования к размещению нестационарных торговых объектов устанавливаются органами местного самоуправления, в том числе в Правилах благоустройства. В силу пунктов 36, 37 части 1 Градостроительного кодекса РФ Правила благоустройства основываются на обеспечении комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечении сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия.
Поэтому органы местного самоуправления вправе определять и расстояние от нестационарного торгового объекта до границы проезжей части улицы, на которой располагается киоск или продуктовая палатка, даже если будет установлено расстояние в 25 метров.
Согласно решению Судебной коллегии Верховного Суда РФ, предусмотренное в муниципальном образовании расположение нестационарных торговых объектов на расстоянии менее 25 метров от границы проезжей части улиц, бульваров и проспектов, не является произвольным, отвечает требованиям соразмерности и разумности проводимых мер по благоустройству, поскольку учитывает архитектурно-планировочную организацию территории названных улиц, инженерно-технические требования, исходную разрешительную документацию.
Указанное требование к размещению киосков обусловлено необходимостью исключения хаотичного расположения нестационарных торговых объектов, негативно влияющего на улучшение санитарного, эстетического состояния, внешнего облика муниципального образования, и не предполагает ограничение свободы предпринимательской деятельности в сфере торговли.
Проводимые органами местного самоуправления меры по благоустройству решают одновременно задачи выравнивания обеспеченности населения торговыми площадями на всей территории муниципального образования в целом, направлены на создание условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.
Несогласным с позицией органов местного самоуправления по отнесению нестационарных торговых объектов в глубь от улиц и бульваров бизнесменам приведенное решение Судебной коллегии Верховного Суда РФ указывает, что предприниматели не лишены возможности перепрофилировать свою торговую деятельность в стационарную на тех же улицах, бульварах и проспектах, либо получить компенсационные места для размещения нестационарных торговых объектов по иным адресным ориентирам.