Говорят, что насекомые появились на нашей планете раньше человечества. А значит и пчелы начали сбиваться в рой, строить ульи, собирать нектар и готовить мед, который распробовал человек, гораздо раньше, чем мы изобрели колесо и сельское хозяйство как отрасль, подлежащую регулированию.
И вот в 2020 году было принято решение урегулировать оставшиеся ранее без должного внимания законодателей «правоотношения, устанавливающие правовые основы развития пчеловодства как сельскохозяйственной деятельности» и был разработан и принят Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» (далее ФЗ-490).
Конечно, трудно ожидать что федеральное законодательство, пусть и самое передовое, сможет изменить мировоззрение пчел, но повлиять на деятельность пчеловодов, безусловно, законодателям под силу.
Благодаря принятию ФЗ-490 появились законом утвержденные термины «улей - сооружение для содержания одной или нескольких пчелиных семей», «пасека - комплекс сооружений» и «пчеловодческая инфраструктура - совокупность объектов капитального строительства и (или) некапитальных строений, сооружений, в том числе ульев, земельных участков, оборудования, пасек, используемых в целях осуществления пчеловодства». Закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования, поэтому сказать, насколько повлияет введение перечисленных терминов на медоносность и производство перги можно будет только ближе к следующему сезону, но уже сейчас понятно, что данный закон вводит ряд запретительных норм и требований, которые будут касаться не только пчеловодов, но и лиц, занимающихся иными отраслями сельского хозяйства.
В частности, ФЗ-490 вводит требование для лиц, занимающихся сельским хозяйством не позднее чем за 3 дня до применения ими пестицидов и агрохимикатов обеспечить доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 км от границ, запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи) информации о таких работах.
Информация должна содержать следующие сведения:
1) границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков;
2) сроки проведения работ;
3) способ проведения работ;
4) наименования пестицидов и агрохимикатов и классы их опасности;
5) сведения об опасных свойствах пестицидов и агрохимикатов;
6) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
Конечно, данное требование закона основано на проблеме гибели пчел в связи с применением агрохимикатов на полях, расположенных рядом с ульями, однако объявление по радио о предстоящем внесении агрохимикатов за три дня до указанного действия, неоднократно за период проведения сельскохозяйственных работ, побудит пчеловодов неоднократно и в оперативном порядке перемещать улья, невзирая на цветение различных культур.
Дополнительной проблемой для пчеловодов станет и появление рядом с их хозяйством лица, которое будет заниматься племенной работой в сфере пчеловодства. Дело в том, что закон вводит запрет на осуществление пчеловодства с использованием пчел, отнесенных к породам, отличным от используемых в племенной работе на расстоянии до 25 км от организаций, осуществляющих племенную работу в сфере пчеловодства. Норм, устанавливающих ответственность за нарушение указанного требования, так же, как и положений о порядке информирования всех пчеловодов о факте племенной работы одним из них комментируемый закон не содержит, так же как не содержит закон и положений о порядке определения границ 25-ти километровой запретительной зоны вокруг племенного улья.
Еще одна норма ФЗ-490 запрещает расположение пчеловодческой инфраструктуры на земельных участках, которые были использованы для размещения кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления. Следует отметить, что расположение пчеловодческой инфраструктуры, согласно требованиям закона, уже не может осуществляться пчеловодом инициативно. Земельные участки в целях осуществления пчеловодства должны предоставляться в соответствии с земельным законодательством, а лесные участки - в соответствии с лесным законодательством. Проблема в том, что ни земельное ни лесное законодательство не содержат положений о прядке предоставления земельных и лесных участков под пчеловодство.
Будем надеяться, что ряд возникающих вопросов найдет свое решение с принятием приказов федеральных органов исполнительной власти, которым закон предписывает разработать и принять требования к размещению пасек и особенности создания зданий, строений, сооружений в целях осуществления пчеловодства.
Правительством РФ утвержден перечень объектов, запланированных к строительству с привлечением средств федерального бюджета. Также утверждена методика оценки эффективности инвестиционных проектов и использования бюджетных средств.
Минстрой России утвердил новое Положение об авторском надзоре при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства
Закреплен перечень ветеринарных лекарственных средств, запрещенных к применению для продуктивных животных на таможенной территории Евразийского экономического союза
Приказом Роснедр от 28.09.2023 N 580 утвержден порядок ведения реестра заключений экспертизы запасов полезных ископаемых, подземных вод, геологической информации о недрах
Банк России продолжает работу по содействию российским компаниям с целью учета стратегического вектора развития экономики, связанного с устойчивым развитием
Приказом Росаккредитации от 25.10.2023 N 187 утверждены формы анкет самообследования органов по валидации и верификации парниковых газов, применяемых в процедурах аккредитации
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2024 № 39 определен порядок создания и эксплуатации систем автоматического контроля на территориях эксперимента по квотированию выбросов
Арбитражный Суд Поволжского округа рассмотрел вопрос об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с изменением этапов строительства.