Ужесточение юридической ответственности за правонарушения, связанные с нефтеразливами

22.12.2021
С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за нарушение требований по предотвращению и ликвидации нефти и нефтеразливов, а также за невыполнение предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц

Эксплуатационные и аварийные разливы нефти и различных нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо (солярка), мазут и других) являются одним из наиболее существенных источников загрязнения окружающей среды. Изношенность трубопроводов и другой инфраструктуры в сфере хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов, а также так называемый «человеческий фактор», являются главными причинами, приводящими к многочисленным авариям и чрезвычайным ситуациям на объектах нефтегазового комплекса, которые стали происходить в последние годы значительно чаще и причинять все больший вред природным объектам и всей окружающей среде в целом. 

Одним из крупнейших случаев последних лет, связанных с разливом нефтепродуктов, стала известная авария 29 мая 2020 г. под Норильском (Кайеркан), где в результате разгерметизации бака с дизельным топливом на ТЭЦ-3 произошел разлив более 21 тысяч тонн в акваторию реки Далдыкан и Амбарная, а также озеро Пясино, что привело к превышению концентрации загрязняющих веществ в воде в десятки тысяч раз. Данная авария привела к возбуждению уголовного дела против ответственных сотрудников компаний и последующему предъявлению Росприроднадзором к Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК) («дочерней» компании ПАО «ГМК «Норильский никель») иска о возмещении вреда окружающей среде на сумму более 146 млрд. рублей, который впоследствии был удовлетворен судом.

Изменения законодательства об охране окружающей среды в части предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов. Данные резонансные события послужили причиной внесения соответствующих изменений в законодательство об охране окружающей среды, в частности, в статью 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой был предусмотрен ряд новых и достаточно детализированных требований по предотвращению нефтеразливов. К числу таких требований, например, относится обязательное утверждение и последующее соблюдение Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов всеми организациями, осуществляющими деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции. При этом данный План должен содержать подтверждение финансового обеспечения указанными организациями осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем, юридическая ответственность за нарушение указанных требований до недавних пор отсутствовала. В этих целях был принят Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступает в силу уже с 1 января 2022 года. Данным Федеральным законом предусмотрены следующие нововведения:

  1. установлена административная ответственность за новое правонарушение, предусмотренное статьей 8.50. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов»;

  2. предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законных предписаний об устранении нарушений законодательства, выносимых органами государственного экологического надзора и их должностными лицами.

Данные нововведения позволят обеспечить неукоснительное и своевременное выполнение требований законодательства в части предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предписаний (постановлений, представлений, решений) органов государственного экологического надзора и их должностных лиц.  

Административная ответственность за нарушение требований по предупреждению и ликвидации нефтеразливов. Рассматриваемым Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 419-ФЗ глава 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» была дополнена новой статьей 8.50. «Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», предусмотревшей административную ответственность за ряд новых правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении деятельности по хранению и транспортированию нефти и нефтепродуктов.

Частью 1 статьи 8.50. КоАП РФ предусматривается наступление административной ответственности за совершение следующих деяний:

  1. представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию),

  2. неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,

  3. неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом,

  4. неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям,

  5. неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,

  6. неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.

Совершение указанных действий или бездействия влечет наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;

  • на индивидуальных предпринимателей – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

  • на юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Повторное совершение указанного административного правонарушения (часть 2 статьи 8.50.), влечет наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц в размере от 30 тысяч до 60 тысяч рублей;

  • на индивидуальных предпринимателей – от 60 тысяч до 80 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • на юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Частью 3 статьи 8.50. КоАП устанавливается административная ответственность за:

  1. неоповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов;

  2. оповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов без представления необходимых сведений;

  3. представление в уполномоченный орган заведомо недостоверных сведений о факте разлива нефти и нефтепродуктов.

Данные действия и бездействие влекут наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

  • на индивидуальных предпринимателей – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

  • на юридических лиц – от 150 тысяч до 500 тысяч рублей.

Повторное совершение указанного административного правонарушения (часть 4 статьи 8.50.) влечет наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

  • на индивидуальных предпринимателей – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Учитывая появление нового более специального по своему содержанию состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.50., из норм статьи 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», предусматривающей административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, были исключены случаи, предусмотренные новый статьей 8.50. КоАП РФ.

Административная ответственность за невыполнение в срок предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц. Статья 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль» была дополнена новыми частями 38 и 39, которые предусмотрели административную ответственность за:

  1. невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа на:

    • граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
    • на должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
    • на юридических лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

  2. повторное совершение указанного административного правонарушения – влечет наложение административного штрафа на:

    • граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
    • на должностных лиц – от 70 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет;
    • на юридических лиц – от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

При этом следует обратить внимание, что данными нормами устанавливается административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания как федерального (Росприроднадзор и его территориальные органы), так и регионального органа государственного экологического надзора (уполномоченного органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ), а также их должностных лиц.

До введения в действие указанной нормы аналогичное правонарушение, связанное с неисполнением предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц, квалифицировалось по части 1 указанной статьи 19.5 КоАП РФ, которой для виновных предусматриваются значительно меньшие размеры административных штрафов.

 

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Новые принципы организации региональной власти в сфере охраны окружающей среды
Вступил в законную силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который установил новые особенности организации системы регионального государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
31.12.2021
Утверждена Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения
С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России, утвердивший форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму самого разрешения. Указанные формы будут использоваться предприятиями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.12.2021
Новые требования обращения с однородными отходами
Полноценная реализация раздельного накопления отходов порой затруднена ввиду отсутствия специальных требований к деятельности по обращению с отдельными группами однородных отходов, которые представляют наибольшую опасность для окружающей среды в случае неправильной организации указанной деятельности. В этих целях были утверждены требования по обращению с группами однородных отходов, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года, которые распространяются на широкий круг субъектов деятельности по обращению с отходами.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
27.12.2021
Новые требования обращения с экологической информацией
Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были урегулированы отношения в области обращения с экологической информацией, что позволило обеспечить полноценную реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
20.12.2021
Технический план на одном из этапов строительства
Акты, регулирующие порядок подготовки технического плана. Требования и возможности подготовки технического плана части объекта капитального строительства, ввод части объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
17.12.2021
Снос спорных зданий в охранной зоне газораспределительной станции
Об определении Конституционного Суда РФ, рассмотревшего вопрос сноса здания в охранной зоне газопровода и о возмещении указанный действий правообладателю земельного участка
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
15.12.2021
Порядок подключения зданий к системам водоснабжения и водоотведения
Единые требования к срокам и условиям выдачи технических условий подключения централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, взиманию платы и иным условиям взаимодействия.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
13.12.2021
Изменения в системе государственного экологического надзора
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторная гильотина», произошел ряд изменений в системе государственного надзора во всех сферах государственного регулирования и, в частности, в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
02.12.2021
Правовой механизм «зеленого» финансирования проектов и инициатив в сфере устойчивого развития
В 2021 году была создана правовая основа для развития инструментов «зеленого» финансирования, закреплен его правовой механизм и основной инструментарий, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации имеющихся и новых природоохранных проектов и инициатив в области устойчивого развития.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.11.2021
«Регуляторная гильотина» и реформирование системы обязательных экологических требований
1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятый в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторной гильотины». Реформа обязательных требований коренным образом изменила правила осуществления государственного надзора в отдельных сферах, включая охрану окружающей среды и природопользование.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.11.2021
Климатические проекты как основа низкоуглеродного развития России
Новая система углеродного регулирования, появившаяся с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», закрепила возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности путем создания климатических проектов, реализация которых позволит создавать и выпускать в обращение новые углеродные единицы.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
28.11.2021
Новые требования к аренде части земельного участка или здания
Новые требования к регистрации договора аренды земельного участка или здания. Возможность регистрации права аренды части объекта без подготовки межевого или технического плана на эту часть
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
24.11.2021
Правовой механизм государственного учета выбросов парниковых газов
Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» вводит правила государственного учета парниковых газов, основанного на ведении их реестра.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
23.11.2021
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...