«Регуляторная гильотина» и реформирование системы обязательных экологических требований

29.11.2021
1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятый в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторной гильотины». Реформа обязательных требований коренным образом изменила правила осуществления государственного надзора в отдельных сферах, включая охрану окружающей среды и природопользование.

«Регуляторная гильотина», ее ход и содержание. Несколько последних лет проходит реформа системы контрольно-надзорной деятельности, получившая название «регуляторная гильотина», основной целью которой называют сокращение административной нагрузки на бизнес, а одним из ключевых направлений является создание системы обязательных требований в различных сферах хозяйственной деятельности.

В рамках «регуляторной гильотины» началось масштабное реформирование системы обязательных требований в различных сферах государственного управления, одной из наиболее значимых среди которых является сфера охраны окружающей среды и природопользования. При пересмотре системы обязательных требований было очень важно определить четкие критерии того, какие требования из существующих «жизнеспособны», а какие являются устаревшими и не применяются на практике, иначе могут быть допущены ошибки, которые весьма пагубно могут сказаться на сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Первоначально содержание понятия «обязательные требования» было установлено нормами Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в рамках понятия «государственный контроль (надзор)», определение которого предусмотрено пунктом 1 статьи 2 указанного Федерального закона). Под обязательными требованиями понимались требования, установленные данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Однако положения данного Федерального закона детально не устанавливали порядок установления и действия обязательных требований и процедуру установления соответствия им осуществляемой хозяйственной деятельности, что в итоге стало одними из задач «регуляторной гильотины».

В рамках «регуляторной гильотины» в 2020 году было принято два ключевых для рассматриваемой сферы федеральных закона:  

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (вступил в силу 01.11.2020 г. (за исключением отдельных положений));

  2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступает в силу с  01.07.2021 г. (за исключением отдельных положений)).

В развитие основополагающих норм указанных федеральных законов была утверждена целая система нормативных правовых актов подзаконного характера, например, постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2454 «Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования» и ряд иных.

Реформа обязательных требований. Вступившим в силу с 1 ноября 2020 г. Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» был закреплен ряд ключевых новелл для управления экологическими и правовыми рисками:

  1. закреплено понятие «обязательные требования» и его законодательное определение (п. 1 ст. 1);

  2. установлены особенности действия обязательных требований (ст. 3), включая порядок и особенности вступления в силу положений нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;

  3. закреплены основные принципы установления и оценки применения обязательных требований (статьи 4 – 9);

  4. предусмотрены условия установления обязательных требований и закрепления их в нормативных правовых актах (ст. 10);

  5. закреплены особенности оценки проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования (ст. 11);

  6. установлены особенности установления экспериментального правового режима (ст. 13);

  7. предусмотрены меры обеспечения реализации положений данного Федерального закона («регуляторная гильотина») (ст. 15).

Согласно положениям указанного Федерального закона обязательными требованиями являются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется:

  • в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

  • привлечения к административной ответственности;

  • предоставления лицензий и иных разрешений;

  • аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Обязательные требования устанавливаются исключительно в достижения ряда целей, которым, в том числе, относятся:

  • защита жизни, здоровья людей, нравственности;

  • защита прав и законных интересов граждан и организаций;

  • непричинение вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде;

  • оборона страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.

Реестр обязательных требований. В соответствии с положениями статьи 10 ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» был сформирован Реестр обязательных требований, в котором содержатся:

  • перечень обязательных требований;

  • информация об установивших их нормативных правовых актах;

  • срок действия обязательных требований.

Правила ведения данного Реестра были установлены постановлением Правительства РФ т 6 февраля 2021 г. № 128 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований». Минцифры России с 1 марта 2021 года  запустило в опытную эксплуатацию ФГИС «Реестр обязательных требований», предъявляемых к бизнесу в рамках государственного надзора. Электронный сервис, обеспечивающий доступ к данный Реестра находится по адресу: https://ot.gov.ru/. В нем по коду ОКВЭД осуществляемой хозяйственной деятельности можно найти исчерпывающий перечень предъявляемых к ней обязательных требований, срок их действия и перечень нормативных правовых актов, их закрепляющих.

Обязательные экологические требования. Обязательные экологические требования, установление соответствия которым хозяйственной и иной деятельности предприятий и организаций осуществляется в рамках государственного надзора в области охраны окружающей среды, а также различных разрешительных процедур, являются разновидностью обязательных требований.

Ключевой задачей для повышения эффективности государственного управления в части выявления и минимизации экологических и правовых рисков является систематизация обязательных экологических требований.

Достаточно важным для обеспечения самостоятельного выявления экологических и правовых рисков субъектами хозяйственной и иной деятельности является возможность добровольной проверки соблюдения экологических требований через инструментарий проверочных листов (списков контрольных вопросов) (так называемые «чек-листы»), форма которых предусмотрена приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Перечни обязательных экологических требований. В развитие положений ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» уполномоченные федеральные органы исполнительной власти начали утверждать перечни обязательных требований в рамках своей компетенции. Так, Минприроды России в 2021 году были утверждены:

  1. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, утв. Минприроды России 10.11.2021 г.;

  2. Перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений) содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления, утв. Минприроды России;

  3. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), утв. Минприроды России;

  4. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утв. Минприроды России;

  5. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области водных ресурсов, утв. Минприроды России 10.11.2021 г.

Росприроднадзором также был принят приказ Росприроднадзора от 30.12.2020 г. № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», которым были также утверждены:

  1. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности (приложение № 1 к приказу);

  2. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации (приложение № 2 к приказу).

Рядом иных федеральных органов исполнительной власти утверждены также соответствующие Перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования в различных сферах, тесно связанных с охраной окружающей среды:

  1. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в сфере недропользования, утв. Роснедрами 28.01.2021 г.

  2. приказ Росреестра от 31.12.2020 г. № П/0528 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений»;

  3. приказ Ростехнадзора от 02.03.2021 г. № 81 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности».

Таким образом, реформа обязательных требований, проведенная в рамках «регуляторной гильотины» позволила систематизировать и упорядочить правила к осуществлению отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, в том числе, связанной с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов, и создать необходимую регуляторную основу для осуществления государственного надзора и проведения разрешительных процедур в соответствующих сферах.

 

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Новые принципы организации региональной власти в сфере охраны окружающей среды
Вступил в законную силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который установил новые особенности организации системы регионального государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
31.12.2021
Утверждена Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения
С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России, утвердивший форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму самого разрешения. Указанные формы будут использоваться предприятиями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.12.2021
Новые требования обращения с однородными отходами
Полноценная реализация раздельного накопления отходов порой затруднена ввиду отсутствия специальных требований к деятельности по обращению с отдельными группами однородных отходов, которые представляют наибольшую опасность для окружающей среды в случае неправильной организации указанной деятельности. В этих целях были утверждены требования по обращению с группами однородных отходов, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года, которые распространяются на широкий круг субъектов деятельности по обращению с отходами.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
27.12.2021
Ужесточение юридической ответственности за правонарушения, связанные с нефтеразливами
С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за нарушение требований по предотвращению и ликвидации нефти и нефтеразливов, а также за невыполнение предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
22.12.2021
Новые требования обращения с экологической информацией
Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были урегулированы отношения в области обращения с экологической информацией, что позволило обеспечить полноценную реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
20.12.2021
Технический план на одном из этапов строительства
Акты, регулирующие порядок подготовки технического плана. Требования и возможности подготовки технического плана части объекта капитального строительства, ввод части объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
17.12.2021
Снос спорных зданий в охранной зоне газораспределительной станции
Об определении Конституционного Суда РФ, рассмотревшего вопрос сноса здания в охранной зоне газопровода и о возмещении указанный действий правообладателю земельного участка
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
15.12.2021
Порядок подключения зданий к системам водоснабжения и водоотведения
Единые требования к срокам и условиям выдачи технических условий подключения централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, взиманию платы и иным условиям взаимодействия.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
13.12.2021
Изменения в системе государственного экологического надзора
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторная гильотина», произошел ряд изменений в системе государственного надзора во всех сферах государственного регулирования и, в частности, в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
02.12.2021
Правовой механизм «зеленого» финансирования проектов и инициатив в сфере устойчивого развития
В 2021 году была создана правовая основа для развития инструментов «зеленого» финансирования, закреплен его правовой механизм и основной инструментарий, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации имеющихся и новых природоохранных проектов и инициатив в области устойчивого развития.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.11.2021
Климатические проекты как основа низкоуглеродного развития России
Новая система углеродного регулирования, появившаяся с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», закрепила возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности путем создания климатических проектов, реализация которых позволит создавать и выпускать в обращение новые углеродные единицы.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
28.11.2021
Новые требования к аренде части земельного участка или здания
Новые требования к регистрации договора аренды земельного участка или здания. Возможность регистрации права аренды части объекта без подготовки межевого или технического плана на эту часть
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
24.11.2021
Правовой механизм государственного учета выбросов парниковых газов
Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» вводит правила государственного учета парниковых газов, основанного на ведении их реестра.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
23.11.2021
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...