Новые требования обращения с экологической информацией

20.12.2021
Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были урегулированы отношения в области обращения с экологической информацией, что позволило обеспечить полноценную реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Возможность получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды является одним из основополагающих прав граждан, которое ввиду отсутствия до недавних пор законодательного определения понятия «экологическая информация», не могло быть полноценно реализовано.

Статья 42 Конституции РФ в числе основных экологических прав закрепляет право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, при этом принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды является одним из основных принципов охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Несмотря на достаточно активное развитие информационного законодательства, правовой режим экологической информации был недостаточно проработан ни в законодательстве, ни в правовой науке.

Определение понятия «информация» содержится в положениях статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой под ней понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Содержание понятия «экологическая информация». В российском законодательстве долгое время для определения содержания понятия «экологическая информация» использовались нормы статьи 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Сокрытие или искажение экологической информации», которая понимает под термином «экологическая информация» информацию:

  1. о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

  2. об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;

  3. о радиационной обстановке;

  4. данные, полученные при осуществлении производственного экологического контроля;

  5. информация, содержащаяся в:

    • заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

    • декларации о воздействии на окружающую среду;

    • декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

    • отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды;

    • программе повышения экологической эффективности.

В теории экологического права для определения содержания понятия «экологическая информация» очень часто используются положения подписанной, но так и не ратифицированной Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Заключена в г. Орхусе 25 июня 1998 г.).

В соответствии со статьей 2 указанной Конвенции «экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

  • состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

  • факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте «а» выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

  • состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, посредством этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте «b» выше.

Вместе с тем, такое широкое содержание понятия «экологическая информация», включающее в себя не только информацию о состоянии окружающей среды, но и ряд иных сведений, что создает риски слишком широкого толкования указанного понятия и, как следствие, риски нарушения требований указанной Конвенции в случае ее ратификации Российской Федерации.

В связи с этим потребовалось урегулирование отношений в сфере обращения с экологической информации на уровне национального законодательства. Попытки внести соответствующие изменения в законодательство об охране окружающей среды предпринимались ранее неоднократно, но так и не увенчались успехом. В указанных целях был подготовлен и принят Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который заполнил образовавшийся правовой пробел.  

Новые правила обращения с экологической информацией. Указанным Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  1. было дано законодательное определение понятию «информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)»;

  2. был закреплен состав экологической информации;

  3. были установлены особенности правового режима экологической информации;

  4. были уточнены правила доступа к экологической информации и ее оборотоспособности.

В статью 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» было внесено новое понятие «информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)» и его законодательное определение, в соответствии с которым под ней понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления:

  1. об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды;

  2. о ее загрязнении;

  3. о происходящих в ней процессах и явлениях;

  4. о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  5. о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды.

При этом необходимо обратить внимание на то, что термины «информация о состоянии окружающей среды» и «экологическая информация» используются как тождественные, а сведения о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности (несмотря на то, что немного выходят за границы понятия «информация о состоянии окружающей среды»), включены в ее содержание.

Ограничения доступа к экологической информации и ее оборотоспособности. В Федеральный закон «Об охране окружающей среды» была также внесена специальная статья 43, установившая правила в области обращения с экологической информацией. Нормами указанной статьи предусмотрено, что экологическая информация является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.

Одновременно с этим были внесены корреспондирующие изменения в ряд федеральных законов, устанавливающих особенности обращения с отдельным видами ограниченно оборотоспособной информации, то есть информации, составляющей различные виды тайн – государственной, коммерческой и иных. В частности, данными изменениями информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) была исключена из состава сведений:

  1. составляющих государственную тайну (внесены изменения в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»);

  2. составляющих коммерческую тайну (внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);

  3. доступ к которым может быть ограничен (внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

При этом Правительством РФ должны быть утверждены Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями экологической информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание экологической информации и форма ее размещения (пункт 4 статьи 43 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Вместе с тем, на сегодняшний день данные Правила Правительством РФ еще не утверждены.

Минприроды России уже подготовлены и проходят процедуру оценки регулирующего воздействия два варианта проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и формы ее размещения»  (ID проекта 01/01/04-21/00114911, ID проекта 02/07/03-21/00113702).

Порядок и особенности предоставления экологической информации. Экологическая информация предоставляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным и иным некоммерческим объединениям на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Статьей 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что на бесплатной основе представляется информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

  1. передаваемая в устной форме;

  2. размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети «Интернет», а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

  3. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

  4. иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

При этом в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе, то она предоставляется на платной основе (статья 22 ФЗ  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Размеры платы и порядок ее взимания предусмотрены в настоящее время постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 860 «Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Требования к сбору, обработке, хранению и распространению экологической информации. Порядок сбора экологической информации, ее обращения и распространения был урегулирован еще в 2020 году, до внесения соответствующих изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды». Приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. № 523 «Об утверждении требований к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции» (вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года был установлен ряд требований к сбору, обработке, хранению и распространению экологической информации, в частности:

  1. сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также получение информационной продукции осуществляются поставщиками информации – юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при:

    • а) проведении работ и оказании услуг по сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении,
    • б) получению информационной продукции.

  2. пользователями (потребителями) информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении и информационной продукции являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ, организации и население, заинтересованные в такой информации и информационной продукции.

  3. сбор информации осуществляется поставщиками информации по результатам проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.

  4. сбор информации обеспечивается через адресную передачу сообщений с пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением по сети связи общего пользования, а также по ведомственным сетям связи и радиосвязи.

  5. обработка информации включает в себя анализ, обобщение и систематизацию информации на регулярной основе с учетом согласованных с Росгидрометом сроков и форматов ее предоставления.

  6. хранение информации осуществляется участниками деятельности гидрометеорологической службы и предусматривает обеспечение сохранности информации на бумажных, фото и электронных носителях.

  7. хранение информации в электронном виде выполняется с использованием специализированных программно-технических комплексов, обладающих отказоустойчивостью, а также защитой от внешних воздействий и от несанкционированного доступа.

  8. распространение информации обеспечивается посредством передачи информации пользователям (потребителям) информации, а также ее публикации.

  9. для получения информационной продукции поставщик информации должен обладать разработанными самостоятельно и (или) используемыми на основании лицензионных договоров и (или) находящимися в свободном доступе методами и (или) технологиями и (или) моделями по исследуемой территории (объектам).

Таким образом, появление законодательного определения понятия «экологическая информация» с закреплением перечня сведений, включаемых в его содержание, а также регулирование отношений в области обращения с ней, в частности, доступа к ней, ее предоставления и распространения, позволяет обеспечить реализацию и защиту конституционного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Новые принципы организации региональной власти в сфере охраны окружающей среды
Вступил в законную силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который установил новые особенности организации системы регионального государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
31.12.2021
Утверждена Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения
С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России, утвердивший форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму самого разрешения. Указанные формы будут использоваться предприятиями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.12.2021
Новые требования обращения с однородными отходами
Полноценная реализация раздельного накопления отходов порой затруднена ввиду отсутствия специальных требований к деятельности по обращению с отдельными группами однородных отходов, которые представляют наибольшую опасность для окружающей среды в случае неправильной организации указанной деятельности. В этих целях были утверждены требования по обращению с группами однородных отходов, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года, которые распространяются на широкий круг субъектов деятельности по обращению с отходами.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
27.12.2021
Ужесточение юридической ответственности за правонарушения, связанные с нефтеразливами
С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за нарушение требований по предотвращению и ликвидации нефти и нефтеразливов, а также за невыполнение предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
22.12.2021
Технический план на одном из этапов строительства
Акты, регулирующие порядок подготовки технического плана. Требования и возможности подготовки технического плана части объекта капитального строительства, ввод части объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
17.12.2021
Снос спорных зданий в охранной зоне газораспределительной станции
Об определении Конституционного Суда РФ, рассмотревшего вопрос сноса здания в охранной зоне газопровода и о возмещении указанный действий правообладателю земельного участка
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
15.12.2021
Порядок подключения зданий к системам водоснабжения и водоотведения
Единые требования к срокам и условиям выдачи технических условий подключения централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, взиманию платы и иным условиям взаимодействия.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
13.12.2021
Изменения в системе государственного экологического надзора
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторная гильотина», произошел ряд изменений в системе государственного надзора во всех сферах государственного регулирования и, в частности, в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
02.12.2021
Правовой механизм «зеленого» финансирования проектов и инициатив в сфере устойчивого развития
В 2021 году была создана правовая основа для развития инструментов «зеленого» финансирования, закреплен его правовой механизм и основной инструментарий, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации имеющихся и новых природоохранных проектов и инициатив в области устойчивого развития.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.11.2021
«Регуляторная гильотина» и реформирование системы обязательных экологических требований
1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятый в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторной гильотины». Реформа обязательных требований коренным образом изменила правила осуществления государственного надзора в отдельных сферах, включая охрану окружающей среды и природопользование.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.11.2021
Климатические проекты как основа низкоуглеродного развития России
Новая система углеродного регулирования, появившаяся с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», закрепила возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности путем создания климатических проектов, реализация которых позволит создавать и выпускать в обращение новые углеродные единицы.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
28.11.2021
Новые требования к аренде части земельного участка или здания
Новые требования к регистрации договора аренды земельного участка или здания. Возможность регистрации права аренды части объекта без подготовки межевого или технического плана на эту часть
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
24.11.2021
Правовой механизм государственного учета выбросов парниковых газов
Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» вводит правила государственного учета парниковых газов, основанного на ведении их реестра.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
23.11.2021
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...