С 1 октября заработали обновленные положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части ликвидации накопленного вреда окружающей среде (см. материал «Федеральный закон от 04.08.2023 № 449-ФЗ» от 04.09.2023 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/federalnyy-zakon-ot-04-08-2023-449-fz/?ysclid=lri47a4h9o255288437).
Теперь же в развитие эти обновленных норм приняты следующие постановления Правительства РФ:
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2023 N 2335 "Об утверждении критериев, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде" (далее – Постановление № 2335);
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 N 2268 "О ведении государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" (далее – Постановление № 2268);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2323
"Об утверждении Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде" (далее – Постановление № 2323);
Постановлением № 2335 к объектам накопленного вреда окружающей среде относимы объекты, которые соответствуют одновременно всем нижеперечисленным критериям:
а) на них выявлен вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме (за исключением отдельных территорий);
б) земельные участки и (или) объекты капитального строительства не находятся в частной собственности или во владении и (или) пользовании физических или юридических лиц;
в) у органов власти отсутствует информация о физическом лице и (или) юридическом лице, причинивших вред окружающей среде, либо физическое лицо, причинившее вред окружающей среде, умерло и (или) юридическое лицо, причинившее вред окружающей среде, ликвидировано;
г) содержание загрязняющих веществ на таких территориях, расположенных на них объектах капитального строительства превышает установленные нормативы качества окружающей среды и (или) санитарно-гигиенические нормативы.
Правила, утвержденные Постановлением № 2268, определяют порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде и критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Государственный реестр ведется Минприроды России на основании результатов инвентаризации объектов.
Сведения, содержащиеся в государственном реестре, размещаются на официальном сайте Минприроды России в открытом доступе.
После включения объекта в реестр Министерством в течение 30 рабочих дней осуществляется приоритизация объекта на основании критериев определения объектов, приведенных в приложении к Правилам.
Основаниями для исключения объекта из государственного реестра являются:
а) ликвидация накопленного вреда окружающей среде на объекте;
б) передача третьим лицам права владения и (или) пользования объектом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением № 2323 установлено, что организация ликвидации накопленного вреда проводится органами власти (заказчиком) по договоренности с исполнителем в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Организация ликвидации накопленного вреда включает в себя:
а) проведение необходимых обследований объекта;
б) разработку проекта ликвидации;
в) утверждение проекта ликвидации;
г) проведение ликвидации накопленного вреда.
Установлен состав проекта ликвидации. До утверждения проект подлежит проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) и государственной экспертизе (ГЭ).
Согласование с Росприроднадзором проекта, как это было предусмотрено аналогичными правилами, действовавшими ранее, настоящими правилами не предусмотрено. В связи с чем Росприроднадзор проинформировал, что он перестал принимать данные проекты на согласование.
Росприроднадзор с привлечением подведомственных учреждений осуществляет наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда. По итогам ликвидации по извещению заказчика Росприроднадзор готовит соответствующее заключение. Объект считается ликвидированным при наличии заключения. После этого составляется акт о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте.
Акт и заключение направляются заказчиком в Минприроды России для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Признаны утратившими силу нормативные правовые акты (НПА), регулировавшие аналогичные отношения ранее:
- постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. N 445 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде";
- постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 г. N 542 "Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде".