Изложив, как водится в письмах госорганов, выкладки из нормативных правовых актов Минприроды России пришло к таким выводам:
«Вторичные ресурсы - это отходы, содержащие полезные фракции, но именно те, которые самостоятельно хозяйствующий субъект определил как отходы.
Вторичное сырье - продукция, полученная в результате обработки и утилизации отходов, и регулирование обращения с данной продукцией осуществляется законодательством о техническом регулировании в силу того, что вторичное сырье не является отходом.»
Если в понятийном аппарате Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) напрямую указано, что вторичные ресурсы – это отходы, то при отнесении вторичного сырья к продукции госорган опирался как на определение «вторичная продукция – это продукция», установленное Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", неоднозначное по своей формулировке и не содержащее термина «утилизация», так и на понятие «продукция», установленное статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ):
продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Так, например, для получения макулатуры из отходов бумаги и картона, представленных отходами потребления, необходимо осуществление как минимум операций по обработке отходов - их сортировке, очистке – операций по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ 10700-97 "Межгосударственный стандарт. Макулатура бумажная и картонная. Технические условия". Тут госорган делает вывод, что отходы бумаги и картона, которые образуются от деятельности, в том числе при растаривании продукции - это вторичные ресурсы, а макулатура, которая получена из этих вторичных ресурсов, является вторичным сырьем - продукцией.
Стоит отметить, что в рамках нового механизма РОП вторичное сырье – это промежуточная стадия между отходом и продукцией, больше относимая к отходам, но уж точно не считаемая продукцией.
В соответствии с новыми положениями Закона № 89-ФЗ по РОП утилизацией отходов от использования товаров считается использование таких отходов или полученного из них вторичного сырья для производства товаров (продукции).
Поэтому законодательство по РОП получается отдельно живущим от остального законодательства по обращению с отходами.
Ну и в завершение, Минприроды России напоминает, что в случае продажи вторичных ресурсов до получения из них соответствующих видов вторичного сырья, продавец обязан осуществлять обращение с вторичными ресурсами с учетом требований, предъявляемым к обращению с отходами.
А обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам производства, эксплуатации, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Законом № 184-ФЗ.