Климатические проекты как основа низкоуглеродного развития России

28.11.2021
Новая система углеродного регулирования, появившаяся с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», закрепила возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности путем создания климатических проектов, реализация которых позволит создавать и выпускать в обращение новые углеродные единицы.

Возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности в настоящее время вызывает повышенный интерес у хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с выбросами парниковых газов. Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее – Закон о парниковых газах), предусматривает, пожалуй, единственную возможность уменьшения углеродного следа хозяйственной деятельности при невозможности снижения уровня выбросов парниковых газов – путем реализации так называемых климатических проектов.

Реализация климатических проектов позволяет создавать новые углеродные единицы, выпускать их в обращение, зачислять их на специальный счет, производить их зачет, снижая тем самым углеродный след деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с выбросом парниковых газов. Именно этим обусловлено особое внимание к вопросам финансирования и реализации климатических проектов, в особенности, к верификации их результатов, порядку включения этих результатов в Реестр углеродных единиц, выпуску их в обращение.

 

Карбоновые полигоны. Большую популярность в настоящее время получила деятельность по созданию такой разновидности климатических проектов как карбоновые полигоны, на которых будут проводиться соответствующие научные исследования – будут изучаться возможности поглотительной способности конкретных экосистем и природных объектов.

В феврале 2021 года Минобрнауки России с участием университетов и научных организаций запустило пилотный проект по созданию на территории регионов России карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса. В первый год реализации проекта карбоновые полигоны будут созданы в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях. При этом на территории карбоновых полигонов планируется осуществлять не только научную, но и образовательную деятельность.

 

Климатический проект: понятие и содержание. Под климатическим проектом понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, реализуемых исполнителем климатического проекта – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункты 7 и 8 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Реализация климатических проектов осуществляется исключительно на добровольной основе, поскольку добровольность их реализации является одним из принципов ограничения выбросов парниковых газов, а юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе, а не обязаны их реализовывать (пункт 4 статьи 3, пункт 1 статьи 9 Закона о парниковых газах).

Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 9 Закона о парниковых газах). В настоящее время такие Критерии пока не утверждены, однако сейчас уже можно утверждать, что они будут весьма вариативными ввиду большого многообразия разновидностей климатических проектов, которые уже спроектированы и начинают реализовываться.     

Осенью 2021 года Минэкономразвития России были подготовлены два проекта приказа Минэкономразвития России «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта» (ID проекта 01/02/06-21/00117055, ID проекта 02/08/11-21/00122519).

Поддержка деятельности по реализации климатических проектов должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Правительство РФ вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты (пункты 8 и 9 статьи 9 Закона о парниковых газах). Однако система мер государственной поддержки климатических проектов на законодательном уровне пока еще не утверждена – в Законе о парниковых газах соответствующая система мер пока отсутствует.

Следует предположить, что в качестве мер поддержки климатических проектов возможно применение всего инструментария, предусмотренного для «зеленого» финансирования проектов и инициатив в области устойчивого развития, предусмотренного принятыми недавно распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

Подробнее о правовом механизме «зеленого» финансирования проектов и инициатив в области устойчивого развития: ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ И ИНИЦИАТИВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

    

Верификация результатов климатического проекта. Результаты реализации климатических проектов, в частности, реальное снижение углеродного следа с их помощью, нуждается в тщательной проверке и научной оценке, которые проводятся в ходе их верификации. От правильной оценки результатов реализации климатических проектов зависит возможность выпуска углеродных единиц в обращение. Отчеты о выполнении климатических проектов подлежат верификации для выпуска в обращение углеродных единиц (пункт 4 статьи 9 Закона о парниковых газах).

Верификация результатов реализации климатического проекта – это проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта (пункт 10 статьи 1 Закона о парниковых газах), при этом такая верификация осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (пункт 5 статьи 9 Закона о парниковых газах).

Форма отчета, составляемого в ходе верификации климатического проекта, и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 9 Закона о парниковых газах).

В настоящее время подготовлен и проходит оценку регулирующего воздействия проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 02/07/10-21/00121678) (далее – проект Правил). В соответствии с проектом Правил верификация будет проводиться в отношении включенной в отчет о реализации климатического проекта информации о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, подготовленный в соответствии с установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти формой (также будет утверждена Минприроды России в ближайшее время).

Верификация будет осуществляться органом по верификации – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимся аффилированным лицом с исполнителем климатического проекта или иного лица, с которым у исполнителя климатического проекта заключен договор о подготовке отчета о реализации климатического проекта. Первым аккредитованным органом по верификации в Российской Федерации в ноябре 2021 года стал Российский университет дружбы народов (в лице Института экологии Университета).  

Верификация будет проводится на основании договора на проведение верификации, заключенного между органом по верификации и заказчиком верификации (исполнителем климатического проекта или иным лицом). По результатам проведения верификации органом по верификации будет готовиться отчет о верификации (включающий заключение о верификации), который будет утверждаться и подписываться руководителем органа по верификации.

В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов" в части верификации отчетов о выбросах парниковых газов» (ID проекта 02/04/09-21/00120026). Указанным законопроектом предлагается ввести специальную процедуру по валидации климатического проекта.

Данная процедура наряду с верификацией отчета о реализации климатического проекта, должна осуществляться юридическими лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимися аффилированными лицами с исполнителем климатического проекта или иным лицом, предоставляющим климатический проект, в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом валидированные сведения о климатических проектах, планируемых к реализации на территории Российской Федерации, должны включаться в Реестр углеродных единиц, а для выпуска в обращение углеродных единиц, полученных в результате реализации климатического проекта, отчет о реализации климатического проекта подлежит верификации.

 

Учет углеродных единиц. Под углеродной единицей понимается верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа (пункт 9 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Учет углеродных единиц осуществляется путем ведения их Реестра. Реестр углеродных единиц представляет собой систему, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними (пункт 12 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Следует отметить, что в Российской Федерации в соответствии с требованиями Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата ранее уже создавался Российский реестр углеродных единиц (см. распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 215-р «О создании российского реестра углеродных единиц», приказ МПР России № 121, Минэкономразвития России № 148 от 7 мая 2007 г. «Об утверждении Порядка формирования и ведения российского Реестра углеродных единиц») и его администратором назначались различные организации (с 2006 по 2015 гг. –

ФГУП «Федеральный центр геоэкологических систем», с 2015 г. – ФГБУ «Российский фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Минприроды России»).

Однако учитывая фактическое отсутствие системы обязательных отчетов о выбросах парниковых газов, обращения углеродных единиц и обязательности их учета до принятия введения в действие Закона о парниковых газах, данный Реестр не носил обязательного характера и не отражал фактического положения вещей в части выбросов парниковых газов.   

В настоящее время согласно статье 10 Закона о парниковых газах Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц.

Создание и ведение реестра углеродных единиц, а также проведение операций с углеродными единицами в таком реестре осуществляется оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В Реестр углеродных единиц включается следующая информация:

1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);

2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;

3) основной государственный регистрационный номер;

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации;

6) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта;

7) сведения об операциях с углеродными единицами;

8) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в таком реестре» (ID проекта 02/07/10-21/00121226). Данным проектом определяются правила создания и ведения Реестра углеродных единиц, регистрации в реестре климатических проектов, проведения операций с углеродными единицами в Реестре.

При этом Реестр является информационной системой и предназначен для регистрации климатических проектов, ведения учета углеродных единиц и проведения операций с углеродными единицами всех видов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Минэкономразвития России также уже подготовлены проекты Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (ID проекта 02/07/10-21/00121676), а также «Об утверждении формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (ID проекта 02/07/10-21/00121659), которые проходят оценку регулирующего воздействия и, возможно, могут быть утверждены в ближайшее время.

Оператором Реестра углеродных единиц может быть назначена небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (см. проект Постановления Правительства РФ «Об операторе реестра углеродных единиц» (ID проекта 01/01/09-21/00120009)).

 

Обращение и зачет углеродных единиц. Создание углеродных единиц и необходимость их зачета для целей снижения углеродного следа хозяйственной деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, потребовало создание системы оборота указанных единиц и возможности операций с ними, которая получила название системы обращения углеродных единиц.

Обращение углеродных единиц – это совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц (пункт 16 статьи 1 Закона о парниковых газах). При этом обращение углеродных единиц осуществляется в целях создания благоприятных экономических условий для использования результатов реализации климатических проектов и стимулирования деятельности по реализации таких проектов (пункт 1 статьи 11 Закона о парниковых газах).

Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в Реестре углеродных единиц, при этом выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов (пункты 6 и 7 статьи 9 Закона о парниковых газах).

В системе обращения углеродных единиц возможно осуществление различных операций с углеродными единицами. Под такими операциями понимаются действия с углеродными единицами, регистрируемые в реестре углеродных единиц (пункт 18 статьи 1 Закона о парниковых газах). При этом выпуск в обращение углеродных единиц и их зачет являются всего лишь разновидностями указанных операций.

Участником обращения углеродных единиц является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся:

-         исполнителем климатического проекта;

-         и (или) владельцем углеродных единиц;

-         и (или) лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц (пункт 17 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Зачет углеродных единиц, под которым понимается аннулирование углеродных единиц путем списания их со счета владельца углеродных единиц и зачисления на счет изъятия из обращения (статьи 19 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (пункт 3 статьи 5 Закона о парниковых газах).

Выпущенные в обращение углеродные единицы оператор зачисляет на счет исполнителя климатического проекта. При этом удостоверением выпуска в обращение углеродных единиц и права на них владельца углеродных единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету (пункт 7 статьи 10 Закона о парниковых газах).

Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем формирование правового механизма оборота углеродных единиц, который позволяет обеспечить стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, к снижению своего углеродного следа и реализации климатических проектов, которые будут способствовать постепенному достижению общенациональных показателей сокращения выбросов парниковых газов.

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Новые принципы организации региональной власти в сфере охраны окружающей среды
Вступил в законную силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который установил новые особенности организации системы регионального государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
31.12.2021
Утверждена Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения
С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России, утвердивший форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму самого разрешения. Указанные формы будут использоваться предприятиями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.12.2021
Новые требования обращения с однородными отходами
Полноценная реализация раздельного накопления отходов порой затруднена ввиду отсутствия специальных требований к деятельности по обращению с отдельными группами однородных отходов, которые представляют наибольшую опасность для окружающей среды в случае неправильной организации указанной деятельности. В этих целях были утверждены требования по обращению с группами однородных отходов, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года, которые распространяются на широкий круг субъектов деятельности по обращению с отходами.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
27.12.2021
Ужесточение юридической ответственности за правонарушения, связанные с нефтеразливами
С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за нарушение требований по предотвращению и ликвидации нефти и нефтеразливов, а также за невыполнение предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
22.12.2021
Новые требования обращения с экологической информацией
Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были урегулированы отношения в области обращения с экологической информацией, что позволило обеспечить полноценную реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
20.12.2021
Технический план на одном из этапов строительства
Акты, регулирующие порядок подготовки технического плана. Требования и возможности подготовки технического плана части объекта капитального строительства, ввод части объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
17.12.2021
Снос спорных зданий в охранной зоне газораспределительной станции
Об определении Конституционного Суда РФ, рассмотревшего вопрос сноса здания в охранной зоне газопровода и о возмещении указанный действий правообладателю земельного участка
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
15.12.2021
Порядок подключения зданий к системам водоснабжения и водоотведения
Единые требования к срокам и условиям выдачи технических условий подключения централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, взиманию платы и иным условиям взаимодействия.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
13.12.2021
Изменения в системе государственного экологического надзора
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторная гильотина», произошел ряд изменений в системе государственного надзора во всех сферах государственного регулирования и, в частности, в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
02.12.2021
Правовой механизм «зеленого» финансирования проектов и инициатив в сфере устойчивого развития
В 2021 году была создана правовая основа для развития инструментов «зеленого» финансирования, закреплен его правовой механизм и основной инструментарий, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации имеющихся и новых природоохранных проектов и инициатив в области устойчивого развития.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.11.2021
«Регуляторная гильотина» и реформирование системы обязательных экологических требований
1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятый в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторной гильотины». Реформа обязательных требований коренным образом изменила правила осуществления государственного надзора в отдельных сферах, включая охрану окружающей среды и природопользование.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.11.2021
Новые требования к аренде части земельного участка или здания
Новые требования к регистрации договора аренды земельного участка или здания. Возможность регистрации права аренды части объекта без подготовки межевого или технического плана на эту часть
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
24.11.2021
Правовой механизм государственного учета выбросов парниковых газов
Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» вводит правила государственного учета парниковых газов, основанного на ведении их реестра.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
23.11.2021
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...