Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" дополнен положениями, в соответствии с которыми контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении него профилактического визита.
До настоящих нововведений возможность обращения контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" только для включенных в планы проведения проверок плановых контрольных проверок объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасных производственных объектов (ОПО) II класса опасности, гидротехнических сооружений II класса.
Теперь же в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита, по сути, может обратиться любое контролируемое лицо.
Предусмотрено, что контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление о проведении профилактического визита в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.
Предусмотрены основания для принятия контрольным (надзорным) органом решения об отказе в проведении профилактического визита.
Основания следующие:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица контрольным (надзорным) органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
Удивительно наличие последнего основания. Такую причину еще можно понять в процедурах рассмотрения жалоб. Возможно, на нормотворчестве сказывается имеющийся практический опыт получения просьб о профилактическом визите. Или же это новое веяние и теперь следует ожидать введения такого формального повода для отказа повсеместно во вновь принимаемых нормативных правовых актах.
Попутно Правительство РФ наделено полномочиями по установлению особенностей разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах.