ФНС России своим письмом от 02.05.2024 N СД-4-21/5182@ "Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества" направляет всем заинтересованным лицам позицию по взиманию земельного налога.
Статья 394 Налогового кодекса Российской Федерации содержит положения, согласно которым в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в населенных пунктах, используемым для сельскохозяйственного производства (в зонах сх использования), налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка.
Однако в законодательстве не определен порядок применения налоговой ставки в случае если земельный участок, отнесенный к землям сх назначения не используется для сельскохозяйственного производства и уполномоченным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено это правонарушение.
Вот в письме ФНС России и приводится позиция Верховного суда РФ по данному вопросу, высказанная в Определении от 16.01.2024 N 305-ЭС23-27186.
Вопрос заключался в том, что налоговым органом в адрес открытого акционерного общества (ОАО) было направлено сообщение об исчисленной сумме земельного налога по земельным участкам с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" с применением ставки налога в размере 1,5%. Основанием для начисления налога с применением повышенной ставки земельного налога явилась информация о неиспользовании земельных участков, выявленная в порядке проведения муниципального земельного контроля. Акты осмотра соблюдения земельного законодательства, подтверждающие неиспользование земельных участков по целевому назначению, были направлены уполномоченным органом в ФНС России в порядке, предусмотренном пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Обоснованность применения для исчисления земельного налога результатов выездных обследований, проведенных органами муниципального земельного контроля и подтверждающих неиспользование по целевому назначению для сельскохозяйственного производства земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, установлена в рамках спора с участием налоговых органов по делу N А41-62486/2022 (Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2024 N 305-ЭС23-27186, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023).
ОАО с применением налоговой ставки 1,5% в отношении земельных участков не согласилось, полагая, что должна применяться ставка 0,3%.
Однако суд отметил, что налоговая ставка земельного налога в размере 0,3% является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, право на применение которой должен доказать налогоплательщик. Суд пришел к выводу о том, что обществом не доказано использование спорных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, ввиду чего основания для удовлетворения заявленных требований в настоящем случае отсутствуют.
Суд также отметил, что в материалах дела отсутствует сведения (информация) о направлении ОАО в адрес органов сельского хозяйства, органов Росреестра уведомлений об использовании лесов, находящихся на земельных участках сельскохозяйственного назначения, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что наличие на земельных участках (категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства) древесно-кустарниковой растительности, болота, водных объектов является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом любое подтвержденное в рамках земельного контроля неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения приводит как минимум к исчислению земельного налога по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.