Изменения законодательства в области земельных, градостроительных отношений и строительства происходят регулярно. При этом случаются и ситуации, когда отдельные нормы законов и подзаконных актов принимаются и действуют довольно короткий период времени, после чего они изменяются, отменяются, признаются утратившими силу.
Вот и в области регулирования обязательных требований в сфере строительства последний год происходят стремительные изменения. Речь идет об актах Правительства Российской Федерации, утверждающих перечни национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Если открыть распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, то станет понятно, что еще 10 лет назад для застройщиков было обязательным соблюдение положений 91 национального стандарта/свода правил (их частей), которые содержали, как оценивают эксперты, более 10 тысяч требований.
В прошлом году с широким освещением было принято постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985, вступившее в силу 1 августа 2020 года и сократившее количество национальных стандартов/сводов правил до 78, а количество обязательных требований, предъявляемых к безопасности зданий и сооружений, сократилось более чем на 30 процентов. Принятие указанного постановления сопровождалось комментарием на официальном сайте Правительства РФ http://government.ru/docs/39999/ о том, что «Сокращённый перечень позволит в полной мере соблюсти положения основополагающего технического регламента о безопасности зданий и сооружений».
Данному постановлению суждено было действовать не более одного года, поскольку уже 28 мая 2021 года было принято постановление Правительства РФ № 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985" (далее – постановление № 815).
Новое постановление №815, принятое менее чем через год после предыдущего, гораздо более масштабно сокращает перечень обязательных требований в строительстве. Если в начале реформирования, как уже было сказано, общее количество требований доходило до 10 тысяч, на этапе 2020 года было сокращено на 3 тысячи, то сейчас под сокращение попали еще 4 тысячи обязательных требований национальных стандартов и сводов правил. То есть, от ранее действующих 10 тысяч требований осталось не больше одной трети. Были сокращены требования, ограничивающие применение новых материалов и конструкторских решений, а также исключены положения, содержащие ссылки на документы добровольного применения и носящие для правоприменителей лишь рекомендательный характер.
Кроме того, из 78 национальных стандартов и сводов правил новое регулирование оставило лишь 69, исключив при последнем сокращении такие стандарты и правила, как:
-
ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния";
-
СП 26.13330.2012 "СНиП 2.02.05-87 "Фундаменты машин с динамическими нагрузками";
-
СП 33.13330.2012 "СНиП 2.04.12-86 "Расчет на прочность стальных трубопроводов";
-
СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги";
-
СП 45.13330.2017 "СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты";
-
СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91 "Мосты и трубы";
-
СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции";
-
СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги";
-
СП 79.13330.2012 "СНиП 3.06.07-86 "Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний";
-
СП 86.13330.2014 "СНиП III-42-80* "Магистральные трубопроводы".
Данное постановление №815, масштабно сокращающее перечень обязательных требований в строительстве, вступает в силу с 1 сентября 2021 года, отменяя принятое в 2020 году постановление № 985.
Что интересно, так это то, что новый, сокращенный перечень национальных стандартов и сводов правил будет действовать до 1 сентября 2027 года, то есть ограниченный период времени.
Вообще, в градостроительных отношениях за последний год становится тенденцией принятие нормативных актов с ограниченным сроком действия. В частности, положения ряда статей Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" применяются по 31 декабря 2024 года включительно.
До 31 декабря 2024 года установлено действие и Постановления Правительства РФ от 23.01.2021 N 35; Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2057; Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1724 и еще ряда иных актов.
Возвращаясь к вопросу сокращения обязательных требований в области строительства возникает вопрос применения сокращенных положений застройщиками, у которых разработка проектной документации начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представили ее на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Для таких застройщиков и технических заказчиков постановление № 815 предоставляет возможность выбора, по какой из версий обязательных требований национальных стандартов и сводов правил будет проводиться экспертиза.