Государственная регистрация объектов недвижимости и их кадастровый учет внедрены в нашу действительность в середины 90-х годов, а первая редакция Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", создающая систему органов государственной регистрации, вступила в силу с 1998 года.
Получается, что институту обязательности государственной регистрации прав на земельные участки и здания, сооружения в России уже более 24 лет. Однако мы до сих пор не можем похвастаться фактом того, что в отношении буквально всех объектов недвижимости определены координаты, сформированы границы, подготовлены технические и межевые планы и вся совокупность информации об объектах внесена в Единый государственный реестр недвижимости с узакониванием права собственности на них.
Причины нежелания выполнения законом установленных требований об идентификации объектов недвижимости понятны, но также понятно, что отход от оформления прав на землю и здания приводит к сокращению налоговых поступлений, сокрытию арендных доходов и произволу в распоряжении объектами недвижимости.
Одним из инструментов борьбы с вышеперечисленным станет внедрение с 1 марта следующего года обязательности проведения электронных аукционов по предоставлению земельных участков, которые потребуют не только применения электронных площадок для выявления победителя аукциона, но и внедрят в практику работы электронные договоры купли-продажи и аренды земельных участков.
Но как быть с теми, кто не участвует в сделках с недвижимостью и владеет своими объектами без их должного оформления.
Для выработки мер воздействия на владельцев таких объектов отведен ближайший год. Поскольку в соответствии с перечнем поручений Президента РФ по вопросам реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» 11.08.2022 N Пр-1424 в течение следующего 2023 года должны быть выработаны предложения, а в законодательство внесены изменения, направленные на сокращение количества земельных участков, границы которых не определены в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а также количества фактически используемых физическими и юридическими лицами зданий, сооружений, помещений и машино-мест, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Отдельно в указанном перечне поручений оговаривается и необходимость сокращения случаев использования без законных оснований земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Ответственным за реализацию поручений названо Правительство РФ, а срок поставлен до 1 января 2024 года.
Думается, что к указанной дате в законодательстве появятся и нормы об ответственности за использование неоформленных должным образом земельных участков, а также за использование земли под зданиями, сооружениями и положения, стимулирующие иным образом владельцев объектов недвижимости поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать права.
Дополнительно предлагается и органам государственной власти субъектов РФ задуматься и в срок до 1 января 2027 года закрыть вопрос с завершением работ по описанию местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон (за исключением границ, совпадающих с границами между субъектами РФ, в отношении которых соответствующими субъектами РФ не принято согласованное решение об их местоположении) и направлением сведений о местоположении таких границ для внесения в ЕГРН. Росреестру в этом вопросе отводится роль координатора, который должен утвердить планы-графики проведения работ и мероприятий и держать вопрос на контроле.