Проблема несоответствия требований законодательства об отходах и транспортного законодательства в части транспортирования отходов. В настоящее время наблюдается отсутствие согласованного подхода в части регулирования порядка транспортирования отходов производства и потребления между законодательством об отходах и транспортным законодательством (в частности, законодательства о перевозке грузов различными видами транспорта).
Данная несогласованность, прежде всего, выражается в том, что специальные требования к транспортированию отходов, предусмотренные законодательством об отходах (ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), зачастую не соответствуют требованиям законодательства о перевозке опасных грузов, предусмотренных как российским, так и международным правом.
Достаточно специфические требования к перевозке опасных грузов, к которым могут быть отнесены и отходы, установлены Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов 2015 г., а также Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), заключенным в г. Женеве 30 сентября 1957 г. стороной которого является Российская Федерация.
В целях устранения указанных разногласий между требованиями к транспортированию отходов и к перевозке опасных грузов был подготовлен и принят Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на гармонизацию законодательства в области обращения с отходами и законодательства, регулирующего перевозки грузов, в части транспортирования отходов.
Закон был подготовлен Минтрансом России во исполнение ряда важных поручений, данных Президентом РФ и Председателем Правительства РФ в 2016-2017 гг. Нормы данного Федерального закона вступили в силу с момента его официального опубликования, кроме требования о наличии на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, которое должно вступить в силу с 1 марта 2022 г.
Новеллы Федерального закона. Законом для изменения порядка и особенностей транспортирования отходов был внесен ряд изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которые закрепили следующие нововведения:
-
новое законодательное определение понятия «транспортирование отходов» (ст. 1 указанного Федерального закона);
-
новую систему требований к организации деятельности по транспортированию отходов (новая редакция ст. 16 Федерального закона);
-
необходимость нанесения на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов (данное требование вступает в силу с 1 марта 2022 г.).
Новое определение понятия «транспортирование отходов». Вызывает ряд вполне закономерных вопросов новая редакция законодательного определения понятия «транспортирование отходов» (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» с учетом изменений, внесенных рассматриваемым Федеральным законом). Так, под транспортированием отходов предлагается понимать перевозку отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемую вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Вместе с тем предлагаемая новая редакция законодательного определения понятия «транспортирование отходов» определенно не учитывает то, что отходы могут транспортироваться также трубопроводным, и даже канатным транспортом. Возможность транспортирования отходов данными видами транспорта в настоящее время предусмотрена, например, санитарными нормами и правилами. Так, введенным с 1 марта 2021 г. СанПиН 2.1.3684-21.[1] предусматривается возможность использования трубопроводов при транспортировании сыпучих отходов (пункт 226), а действовавший момента вступления его в силу СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7.[2], в частности, предусматривал, что транспортировка промышленных отходов вне предприятия может осуществляться всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.
Таким образом, перемещение отходов трубопроводным и канатным транспортом не будет признаваться транспортированием отходов, а для такого перемещения отходов I – IV классов опасности не будет требоваться соответствующая лицензия.
Однако отсутствие требований к транспортированию отходов данным способом может привести к возникновению рисков снижения уровня экологических требований к перевозчикам отходов, что может создать возможные риски загрязнения окружающей среды или причинения ей вреда в случае возможных аварийных ситуаций, в том числе, обусловленных с нарушением требований безопасности.
Новые требования к порядку транспортирования отходов. Федеральным законом предлагается новая редакция статьи 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», закрепляющая специальные требования к транспортированию отходов, которое должно будет осуществляться с соблюдением:
-
экологических требований (в настоящее время такие требования предусмотрены упомянутыми нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 51 и иными нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и нормативными правовыми актами подзаконного характера);
-
санитарно-эпидемиологических требований (предусмотренных статьей 22 и иными нормами Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также многочисленными СанПиНами, Санитарными правилами, Гигиеническими нормативами);
-
требований транспортного законодательства (установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте).
К организации транспортирования отходов устанавливаются следующие условия:
-
наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности;
-
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
-
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
-
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, образцы которых, а также порядок их нанесения на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, должны быть установлены Минтрансом России.
Образцы специальных отличительных знаков обозначающих класс опасности отходов, наносимые на транспортные средства. В настоящее время подготовлен и проходит оценку регулирующего воздействия проект приказа Минтранса России «Об установлении образцов специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, а также Порядка нанесения их на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов» (ID проекта 02/08/09-21/00120717). Приложением № 1 к данному Приказу устанавливается Порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов. Одна из табличек размещается спереди, а другая – сзади транспортного средства, причем обе – перпендикулярно продольной оси транспортной средства. В случае использования для транспортирования отходов контейнера, цистерны таблички размещаются на только боковых сторонах контейнера, цистерны и на каждой торцевой их стороне перпендикулярно продольной оси. Дополнительное размещение табличек на транспортном средстве в случае использования для транспортирования отходов контейнера, цистерны не требуется.
Приложением № 2 к Приказу устанавливаются Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов в графической форме. Знаки представляют собой квадратные таблички 300 на 300 мм, разделенные пополам горизонтальной линией. В верхней половине указывается буква «О» (обозначающая слово «отходы»), а в нижней половине – соответствующий класс опасности отходов римской цифрой. Высота букв и цифр – 100 мм.
[1] СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.01.2021 г.
[2] СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г.