Требование о необходимости проведения инвентаризации передвижных источников выброса установлено п. 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Возможность проведения инвентаризации в этой части появилось после обновления порядка по инвентаризации выбросов Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.11.2021№ 871 (далее – Порядок № 871). Сразу после обновления порядка появились вопросы по инвентаризации передвижных источников и учету их в остальной природоохранной документации в части выбросов.
До настоящего времени действительно «разъясняющих» учет передвижных источников писем со стороны госорганов не выходило. Единственное письмо - письмо Минприроды России от 19.01.2022 N 12-47/1354 "Об инвентаризации выбросов", в основном цитировало нормы нормативных правовых актов (НПА).
Теперь практически одновременно появилось еще два разъяснения на эту тему – от Минприроды России и от Росприроднадзора.
Письмо Минприроды России от 21.02.2023 N 12-47/6586 противоречиво по своему содержанию.
Минприроды России цитирует требования п. 5 Порядка № 871 о том, что при проведении инвентаризации выбросов учитываются в том числе (здесь письмо Минприроды России процитировано дословно, так как в самом НПА никакого «в том числе» нет) передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС), и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте. После этого следует разъяснение, что выбросы загрязняющих веществ на внутренних проездах и гостевых стоянках стороннего транспорта могут учитываться либо как выбросы от передвижных ИЗАВ, либо в составе стационарных ИЗАВ. На каком основании они вообще должны учитываться в инвентаризации непонятно. Прислушаются ли надзорные органы к мнению Минприроды России, покажет практика.
А вот письмо Росприроднадзора от 10.02.2023 N РН-09-03-34/3916 не сильно отличается конкретикой.
Пунктом 5 Порядка № 871 установлено, что если выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ, были учтены при инвентаризации выбросов на ОНВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ, то повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
Росприроднадзор же разъяснил, что при этом передвижные ИЗАВ, функционирующие на территории объекта НВОС, в том числе передвижные ИЗАВ, эксплуатируемые после обслуживания и ремонта, погрузки и разгрузки должны быть проинвентаризированы в соответствии с Порядком. Получается, что если в составе инвентаризации ранее была учтена стоянка автотранспорта (закрытая и оборудованная принудительной вентиляцией, т.к. в соответствии с ранее выходившими разъяснениями госорганов (письмо Минприроды Российской Федерации от 18.09.2015 N 12-44/22962 и ссылающиеся на него письма) только подобные источники могли быть отнесены к стационарным), то в рамках инвентаризации передвижных источников должен быть проинвентаризирован проезд до этой стоянки хранимого на ней транспорта.
Также разъяснено, что установление нормативов выбросов для передвижных источников не требуется, но они учитываются при проведении расчета рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).
Непонятно при этом нужно ли заводить в расчетную программу для расчета рассеивания каждый передвижной источник или «фоновое загрязнение», взятое в виде концентраций загрязняющих веществ из справки Гидромета, – это и есть требуемый учет фонового загрязнения, в который входит транспорт?
Обратившись к нормам Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (далее - Постановление № 2055), мы можем сделать вывод о необходимости учета передвижных источников при расчете рассеивания в целях установления нормативов:
Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых и проектируемых (планируемых к вводу в эксплуатацию) на объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха. (п.8)
Однако Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581 (далее – Методика № 581), имеет следующую норму:
25. На основе данных, указанных в пункте 13 настоящей методики, для каждого стационарного источника и для совокупности стационарных источников объекта ОНВ в отношении конкретных загрязняющих веществ и смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), определенных в соответствии с пунктами 21 - 24 настоящей методики, проводится расчет рассеивания каждого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, определяется зона влияния выбросов данного загрязняющего вещества, выявляются особенности распределения концентраций данного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в соответствии с Методами расчета рассеивания.
Полагаем, что можно считать данную норму Методики № 581 уточняющей по отношению к нормам Постановления № 2055. При этом учет выбросов от передвижных источников в расчетах рассеивания будет производиться через учет фоновых концентраций загрязняющих веществ.