Изменения в системе государственного экологического надзора

02.12.2021
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторная гильотина», произошел ряд изменений в системе государственного надзора во всех сферах государственного регулирования и, в частности, в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Новый правовой механизм осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Принятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений)) изменило основополагающие подходы к проведению контрольно-надзорной деятельности в различных сферах государственного управления.

Данный Федеральный закон установил ряд достаточно важных нововведений, в частности им было:    

1.     закреплено новое понятие «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации» и его законодательное определение (ст. 1), в котором в отличие от действующего определения, закрепленного в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по-другому расставлены приоритеты работы контролирующих органов:

  1. вместо предупреждения, выявления и пресечения нарушений подконтрольными субъектами установленных требований акцент смещен на предупреждение и пресечение, в первую очередь, причинения вреда жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций;

  2. государственный контроль (надзор), муниципальный контроль теперь должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

2.     определена сфера действия данного Федерального закона (в частности, он не распространяется на контроль за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 4 ст. 2);

3.     установлены полномочия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 4, 5 и 6);

4.     закреплены новые принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статьи 7 – 14);

5.     определен предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 15, 16);

6.     установлены полномочия, права и обязанности участников отношений в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц, контролируемых лиц) (раздел III);

7.     создана полноценная система анализа и учета рисков (расширение риск-ориентированного подхода более чем на 200 видов государственного контроля);

8.     закреплен порядок организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (включая виды контрольно-надзорных мероприятий, порядок их проведения, сроки, результаты и др.) (раздел V);

9.     более четкая систематизация контрольных (надзорных) мероприятий, их дифференциация на две группы:

  1. со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки);

  2. без взаимодействия с контролируемыми лицами (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование);

  3. формирование с 1 июля 2021 года специального электронного Реестра видов контроля (надзора);

  4. расширение перечня профилактических инструментов (например, появятся такие меры, как стимулирование добросовестности, консультирование, профилактический визит и т. п.);

  5. внедрение механизма досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (например, путем подачи жалобы в электронном виде с использованием порталов госуслуг).

Новый порядок проведения федерального государственного экологического контроля (надзора). В соответствии с новым Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», учитывая его новеллы и новые правовые механизмы, начали утверждаться нормативные правовые акты, утверждающие порядок осуществления государственного надзора на федеральном уровне в отдельных сферах. В частности, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096 было утверждено новое Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) (ФГЭК), за исключением ФГЭК, осуществляемого подразделениями ФСБ России на объектах, подведомственных ФСБ России.

Предметом ФГЭК в соответствии с указанным Положением является:

  1. соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «О континентальном шельфе», ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ФЗ «Об охране озера Байкал», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Градостроительным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и др.

  2. соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (Технических регламентов: «О безопасности объектов морского транспорта», «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», «О безопасности маломерных судов», «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»);

Контрольный орган при осуществлении ФГЭК относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):

  1. чрезвычайно высокий риск – периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий – 1 раз в год;

  2. высокий риск – 1 раз в 2 года;

  3. значительный риск – 1 раз в 3 года;

  4. средний риск – 1 раз в 4 года;

  5. умеренный риск – 1 раз в 5 лет;

  6. низкий риск.

Контрольный орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

  1. инспекционный визит;

  2. рейдовый осмотр;

  3. документарная проверка;

  4. выездная проверка.

Контрольный орган может проводить следующие профилактические мероприятия:

  1. информирование;

  2. обобщение правоприменительной практики;

  3. объявление предостережения;

  4. профилактический визит;

  5. консультирование.

При осуществлении ФГЭК проводятся:

  1. плановые контрольные (надзорные) мероприятия;

  2. внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия;

  3. контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  1. инспекционный визит;

  2. рейдовый осмотр;

  3. документарная проверка;

  4. выездная проверка;

  5. наблюдение за соблюдением обязательных требований;

  6. выездное обследование.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. осмотр;

  2. опрос;

  3. получение письменных объяснений;

  4. истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;

  5. инструментальное обследование.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. осмотр;

  2. досмотр;

  3. опрос;

  4. получение письменных объяснений;

  5. истребование документов;

  6. отбор проб (образцов);

  7. инструментальное обследование;

  8. испытание;

  9. экспертиза.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. получение письменных  объяснений;

  2. истребование документов;

  3. экспертиза.

При этом следует отметить, что внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

Регламент проведения федерального государственного экологического контроля (надзора). В развитие рассмотренного выше Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) был принят приказ Росприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783, которым был утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора.

Административным регламентом установлены:

  1. сфера применения полномочий Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора;

  2. права и обязанности должностных лиц (инспекторов) при осуществлении государственного контроля (надзора);

  3. права и обязанности лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору);

  4. исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки;

  5. состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.

  6. в приложении приведен перечень документов и информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Административный регламент устанавливает, что конечными результатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора могут являться:

  1. составление акта проверки;

  2. выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

  3. выдача заключения органа федерального государственного экологического надзора;

  4. составление акта планового (рейдового) осмотра, обследования;

  5. составление акта административного обследования объектов земельных отношений;

  6. составление заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.


Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Новые принципы организации региональной власти в сфере охраны окружающей среды
Вступил в законную силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который установил новые особенности организации системы регионального государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
31.12.2021
Утверждена Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения
С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России, утвердивший форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму самого разрешения. Указанные формы будут использоваться предприятиями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.12.2021
Новые требования обращения с однородными отходами
Полноценная реализация раздельного накопления отходов порой затруднена ввиду отсутствия специальных требований к деятельности по обращению с отдельными группами однородных отходов, которые представляют наибольшую опасность для окружающей среды в случае неправильной организации указанной деятельности. В этих целях были утверждены требования по обращению с группами однородных отходов, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года, которые распространяются на широкий круг субъектов деятельности по обращению с отходами.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
27.12.2021
Ужесточение юридической ответственности за правонарушения, связанные с нефтеразливами
С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за нарушение требований по предотвращению и ликвидации нефти и нефтеразливов, а также за невыполнение предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
22.12.2021
Новые требования обращения с экологической информацией
Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были урегулированы отношения в области обращения с экологической информацией, что позволило обеспечить полноценную реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
20.12.2021
Технический план на одном из этапов строительства
Акты, регулирующие порядок подготовки технического плана. Требования и возможности подготовки технического плана части объекта капитального строительства, ввод части объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
17.12.2021
Снос спорных зданий в охранной зоне газораспределительной станции
Об определении Конституционного Суда РФ, рассмотревшего вопрос сноса здания в охранной зоне газопровода и о возмещении указанный действий правообладателю земельного участка
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
15.12.2021
Порядок подключения зданий к системам водоснабжения и водоотведения
Единые требования к срокам и условиям выдачи технических условий подключения централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, взиманию платы и иным условиям взаимодействия.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
13.12.2021
Правовой механизм «зеленого» финансирования проектов и инициатив в сфере устойчивого развития
В 2021 году была создана правовая основа для развития инструментов «зеленого» финансирования, закреплен его правовой механизм и основной инструментарий, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации имеющихся и новых природоохранных проектов и инициатив в области устойчивого развития.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.11.2021
«Регуляторная гильотина» и реформирование системы обязательных экологических требований
1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятый в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторной гильотины». Реформа обязательных требований коренным образом изменила правила осуществления государственного надзора в отдельных сферах, включая охрану окружающей среды и природопользование.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.11.2021
Климатические проекты как основа низкоуглеродного развития России
Новая система углеродного регулирования, появившаяся с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», закрепила возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности путем создания климатических проектов, реализация которых позволит создавать и выпускать в обращение новые углеродные единицы.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
28.11.2021
Новые требования к аренде части земельного участка или здания
Новые требования к регистрации договора аренды земельного участка или здания. Возможность регистрации права аренды части объекта без подготовки межевого или технического плана на эту часть
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
24.11.2021
Правовой механизм государственного учета выбросов парниковых газов
Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» вводит правила государственного учета парниковых газов, основанного на ведении их реестра.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
23.11.2021
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...