Профессиональное обучение 
для руководителей, юристов 
и отраслевых специалистов

Изменения в системе государственного экологического надзора

02.12.2021
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторная гильотина», произошел ряд изменений в системе государственного надзора во всех сферах государственного регулирования и, в частности, в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Новый правовой механизм осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Принятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений)) изменило основополагающие подходы к проведению контрольно-надзорной деятельности в различных сферах государственного управления.

Данный Федеральный закон установил ряд достаточно важных нововведений, в частности им было:    

1.     закреплено новое понятие «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации» и его законодательное определение (ст. 1), в котором в отличие от действующего определения, закрепленного в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по-другому расставлены приоритеты работы контролирующих органов:

  1. вместо предупреждения, выявления и пресечения нарушений подконтрольными субъектами установленных требований акцент смещен на предупреждение и пресечение, в первую очередь, причинения вреда жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций;

  2. государственный контроль (надзор), муниципальный контроль теперь должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

2.     определена сфера действия данного Федерального закона (в частности, он не распространяется на контроль за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 4 ст. 2);

3.     установлены полномочия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 4, 5 и 6);

4.     закреплены новые принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статьи 7 – 14);

5.     определен предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 15, 16);

6.     установлены полномочия, права и обязанности участников отношений в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц, контролируемых лиц) (раздел III);

7.     создана полноценная система анализа и учета рисков (расширение риск-ориентированного подхода более чем на 200 видов государственного контроля);

8.     закреплен порядок организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (включая виды контрольно-надзорных мероприятий, порядок их проведения, сроки, результаты и др.) (раздел V);

9.     более четкая систематизация контрольных (надзорных) мероприятий, их дифференциация на две группы:

  1. со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки);

  2. без взаимодействия с контролируемыми лицами (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование);

  3. формирование с 1 июля 2021 года специального электронного Реестра видов контроля (надзора);

  4. расширение перечня профилактических инструментов (например, появятся такие меры, как стимулирование добросовестности, консультирование, профилактический визит и т. п.);

  5. внедрение механизма досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (например, путем подачи жалобы в электронном виде с использованием порталов госуслуг).

Новый порядок проведения федерального государственного экологического контроля (надзора). В соответствии с новым Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», учитывая его новеллы и новые правовые механизмы, начали утверждаться нормативные правовые акты, утверждающие порядок осуществления государственного надзора на федеральном уровне в отдельных сферах. В частности, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096 было утверждено новое Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) (ФГЭК), за исключением ФГЭК, осуществляемого подразделениями ФСБ России на объектах, подведомственных ФСБ России.

Предметом ФГЭК в соответствии с указанным Положением является:

  1. соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «О континентальном шельфе», ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ФЗ «Об охране озера Байкал», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Градостроительным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и др.

  2. соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (Технических регламентов: «О безопасности объектов морского транспорта», «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», «О безопасности маломерных судов», «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»);

Контрольный орган при осуществлении ФГЭК относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):

  1. чрезвычайно высокий риск – периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий – 1 раз в год;

  2. высокий риск – 1 раз в 2 года;

  3. значительный риск – 1 раз в 3 года;

  4. средний риск – 1 раз в 4 года;

  5. умеренный риск – 1 раз в 5 лет;

  6. низкий риск.

Контрольный орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

  1. инспекционный визит;

  2. рейдовый осмотр;

  3. документарная проверка;

  4. выездная проверка.

Контрольный орган может проводить следующие профилактические мероприятия:

  1. информирование;

  2. обобщение правоприменительной практики;

  3. объявление предостережения;

  4. профилактический визит;

  5. консультирование.

При осуществлении ФГЭК проводятся:

  1. плановые контрольные (надзорные) мероприятия;

  2. внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия;

  3. контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  1. инспекционный визит;

  2. рейдовый осмотр;

  3. документарная проверка;

  4. выездная проверка;

  5. наблюдение за соблюдением обязательных требований;

  6. выездное обследование.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. осмотр;

  2. опрос;

  3. получение письменных объяснений;

  4. истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;

  5. инструментальное обследование.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. осмотр;

  2. досмотр;

  3. опрос;

  4. получение письменных объяснений;

  5. истребование документов;

  6. отбор проб (образцов);

  7. инструментальное обследование;

  8. испытание;

  9. экспертиза.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. получение письменных  объяснений;

  2. истребование документов;

  3. экспертиза.

При этом следует отметить, что внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

Регламент проведения федерального государственного экологического контроля (надзора). В развитие рассмотренного выше Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) был принят приказ Росприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783, которым был утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора.

Административным регламентом установлены:

  1. сфера применения полномочий Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора;

  2. права и обязанности должностных лиц (инспекторов) при осуществлении государственного контроля (надзора);

  3. права и обязанности лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору);

  4. исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки;

  5. состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.

  6. в приложении приведен перечень документов и информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Административный регламент устанавливает, что конечными результатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора могут являться:

  1. составление акта проверки;

  2. выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

  3. выдача заключения органа федерального государственного экологического надзора;

  4. составление акта планового (рейдового) осмотра, обследования;

  5. составление акта административного обследования объектов земельных отношений;

  6. составление заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.


Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Новый состав разделов проектной документации
Об изменениях в составе разделов проектной документации для строительства ОКС, уточнениях в разделах проектной документации для реконструкции ОКС и отдельно для строительства линейных объектов
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
13.06.2022
Один многоквартирный дом – один земельный участок?
О позиции Росреестра по вопросу регистрации общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом и вопросе расположения на одном участке нескольких многоквартирных домов.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
19.05.2022
Какие послабления земельного права приняты сегодня в регионах
Примеры арендной платы за земельный участок за 1 рубль, иные льготы по арендной плате. Отмена общественных обсуждений и публичных слушаний и иные послабления требований земельного права.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
11.05.2022
«Этап строительства» - что это за понятие
Скорректировано определение «этапа строительства». Особенности применения градостроительного права на отдельных этапах строительства. Особенности этапов строительства линейных объектов.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
06.05.2022
Экспертиза проектной документации и экологическая экспертиза упрощены
Перечень объектов, освобожденных от экологической экспертизы проектной документации, от историко-культурной экспертизы. Уточненные возможности отказа от проведения повторной экспертизы проектной документации.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.04.2022
Утверждены особенности регулирования земельных отношений в 2022 году
О новых случаях предоставления земельных участков без торгов, сокращении вдвое сроков различных процедур земельного права и особенностях подготовки схемы расположения земельного участка.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
26.04.2022
Как организовать выездной прием и курьерскую доставку для кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости
О возможности вызова представителя Роскадастра к заявителю. Условия подачи заявки. Курьерская доставка итоговых документов заявителю. Расценки на услуги.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.04.2022
Строительство одного объекта на нескольких земельных участках
Новые условия градостроительного права, допускающие возможность строительства на нескольких участках площадного объекта. Три условия, которым должны соответствовать земельные участки, правила выдачи ГПЗУ и разрешения на строительства.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
12.04.2022
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...