Проблематика установления и правового режима зон с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ, зона) продолжает формировать вопросы, разночтения и явно требует своего дальнейшего совершенствования. В том числе, как того требует Земельный кодекс РФ, требуется и принятие современных подзаконных актов об установлении каждой из видов зон. А пока этого не произошло по отдельным видам зон продолжают применяться положения, принятые до введения в 2018 году новой главы Земельного кодекса РФ о ЗОУИТ.
В частности, продолжает применяться Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвердившее Правила установления охранных зон (далее – Правила, постановление 160, ППР). Отдельные положения данного постановления стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Проблема в том, что подпункт "а" пункта 10 Правил гласит, что в пределах охранных зон запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений без письменного решения о согласовании этих действий сетевой организацией юридическим и физическим лицам.
Запрет строительства в соответствующей охранной зоне и стал предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ, который своим постановлением от 13.10.2022 N 43-П "По делу о проверке конституционности пп "а" п 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства …, в связи с жалобой гражданина В.Б. Колобаева" поручил Правительству РФ в кратчайший срок внести изменения в действующее правовое регулирование, установив в положении об охранных зонах объектов электроэнергетики порядок, исключающий получение физическими и юридическими лицами предварительного письменного согласования строительства или реконструкции зданий и сооружений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.
То есть Конституционный Суд РФ, по-сути, признает, что необходимость согласования строительства в охранных зонах объектов электроэнергетики фактически снижает уровень гарантий прав граждан и организаций в отношениях по строительству или реконструкции зданий и сооружений - по сравнению с той моделью регулирования, которая предусмотрена в Земельном кодексе РФ. Ведь в пункте 3 статьи 106 Земельного кодекса РФ установлен общий запрет требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности юридическими и физическими лицами в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Однако не все так просто. Взамен необходимости согласования строительства тот же Земельный кодекс РФ предусматривает, что в отношении зоны при определении перечня ограничений использования земельных участков должны устанавливаться исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения), или требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается либо запрещается в границах зоны, или требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона.
Как отмечает Конституционный Суд РФ пока не принято подготовленное еще в 2018 году Минэнерго России постановление с новыми параметрами ЗОУИТ объектов электроэнергии. При таких обстоятельствах отказ от института предварительного согласования строительства или реконструкции зданий и сооружений на земельных участках в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых такие зоны установлены несет в себе конституционно неприемлемый риск нарушения надежной и безопасной работы этих объектов, ставящий под угрозу жизнь и здоровье граждан.
В этой связи постановление Конституционного Суда РФ хоть и содержит указание в кратчайший срок внести изменения в действующее правовое регулирование, но также содержит и положения о том, что существующий порядок согласования строительства сохраняется в той мере, в какой его применение является временной мерой до введения в действие соответствующих положений об охранных зонах объектов электроэнергетики.