Земельный кодекс РФ в главе V.7 регулирует вопросы установления публичных сервитутов, то есть права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Земельное право разделяет понятия сервитута и публичного сервитута по процедуре его установления. Публичные сервитуты, в отличии от сервитута, возникают на основании решения уполномоченного органа власти.
При этом законодательство в статье 39.37 Земельного кодекса РФ четко устанавливает случаи, для которых может быть принято решение об установлении публичного сервитута, в частности, для устройства пересечений автомобильных, дорог примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги, для строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи и т.д.
Граница публичного сервитута должна быть определена при принятии решения о его установлении и внесена в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). Но первоначально границы публичного сервитута предлагает лицо, которое ходатайствует об его установлении в форме электронного документа, включающего графическое описание местоположения границ публичного сервитута. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004.
Схема расположения границ публичного сервитута должна содержать:
- проектные границы публичного сервитута и характерные точки;
- установленные границы административно-территориальных образований (в случае если границы публичного сервитута пересекают границы административно-территориальных образований);
- проектное местоположение инженерного сооружения (в случае если публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения инженерного сооружения);
- границы и кадастровые номера земельных участков (при их наличии), в отношении которых испрашивается публичный сервитут;
- используемые условные знаки и обозначения;
- масштаб.
Таким образом, застройщик, правообладатель линейного объекта или иное заинтересованное в установлении публичного сервитута лицо должно уже на этапе подачи ходатайства об его установлении понимать и определить проектные границы публичного сервитута. Эти границы определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
Границы публичного сервитута могут устанавливаться в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, в соответствии с расчетами, содержащимися в проектной документации линейного объекта, в случае, если размещение неотъемлемых технологических частей указанного линейного объекта на условиях публичного сервитута осуществляется за пределами границ таких охранных зон.
Подача ходатайства об установлении публичного сервитута запускает механизм выявления мнения правообладателей земельных участков, по которым планируется его прохождение и ряд иных мероприятий, итогом которых должно стать решение об установлении публичного сервитута. Или отказ в принятии такого решения.
Нужно отметить, что орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, вправе по согласованию с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и лицом, подавшим ходатайство о его установлении, утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем предусмотренный ходатайством.
В случае принятия положительного решения об установлении публичного сервитута данным решением утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.
А далее нужно иметь в виду, что частью 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – ФЗ №218) установлено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ публичных сервитутов, перечень координат характерных точек границ публичных сервитутов с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории.
Обязанность направлять указанные сведения в 5-ти дневный срок с момента принятия решения вытекает из пункта 21 части 1 статьи 32 ФЗ №218, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или прекращении публичных сервитутов.
Внесению в ЕГРН подлежат следующие сведения:
1) реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения);
2) описание местоположения границ публичного сервитута;
3) цель установления публичного сервитута;
4) срок публичного сервитута;
5) обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним;
6) наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
В случае прекращения публичного сервитута федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение о прекращении публичного сервитута, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляют его копию в орган регистрации прав. В свою очередь Росреестр снимает информацию о публичном сервитуте из реестра границ ЕГРН.
Дополнительные нюансы и особенности установления границ публичных сервитутов и внесения сведений о них в ЕГРН изложены в письме Росреестра от 17.05.2023 N 18-4147-ТГ/23 «О направлении методических рекомендаций по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут».