В соответствии с требованиями законодательства, получившего рабочее название «лесная амнистия», а точнее при реализации Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – ФЗ № 280) Росреестр до 1 января 2026 года должен осуществить мероприятия по устранению противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков. Устранять противоречия необходимо в случае выявления пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
А таких случаев пересечения границ земельных участков с лесными, по оценкам Рослесхоза, более 720 тысяч. И в каждом случае лесники отстаивают интересы лесного хозяйства, в том числе в судебном порядке.
Учитывая особенности взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления с лесниками в ФЗ № 280 были внесены уточнения, которые вводят дополнительные основания для отнесения земель или к лесному фонду или к другим категориям, например, к землям населенных пунктов.
Речь идет о новой части 4.1. статьи 10 ФЗ №280, согласно которой органы лесного хозяйства не вправе осуществлять защиту своих имущественных прав и законных интересов (в том числе в судебном порядке) на участки, если оспаривание законности возникновения прав приведет к невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда, в том числе к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице или другим препятствующим рациональному использованию земель лесного фонда недостаткам.
В целях конкретизации действий органов лесного хозяйства в лесном праве появилось требование установить критерии определения невозможности использования лесов, а определение невозможности использования лесов является основанием для исключения сведений о лесных участках из государственного лесного реестра.
Пять критериев утверждены Приказом Минприроды России от 22.09.2023 N 616
«Об утверждении порядка и критериев определения невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда» среди которых:
1. Наличие на земельном участке, имеющем пересечение с землями лесного фонда, объекта недвижимого имущества, использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, права на который зарегистрированы в ЕГРН за правообладателем земельного участка, расположенного полностью или частично на землях лесного фонда, при условии, что площадь пересечения земельного участка и земель лесного фонда не превышает 0,1 гектар.
2. Расположение полностью или частично на землях лесного фонда линейного объекта, права на который зарегистрированы в ЕГРН за правообладателем земельного участка, при условии, что земельный участок предназначен для размещения данного линейного объекта.
3. Все границы земельного участка, не занятого лесными насаждениями, являются смежными с границами земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов.
4. Земельный участок является местом погребения.
5. Все границы земельного участка являются смежными с границами земельных участков, не относящихся к категории земель лесного фонда, при условии, что площадь геометрической фигуры, образованной пересечением земельного участка с землями лесного фонда, не превышает 0,1 гектар, в тч в случае вклинивания границ ЗУ в границы земель лесного фонда, вкрапливания земельного участка в границы земель лесного фонда, изломанности границ, чересполосицы земель лесного фонда или других препятствующих рациональному использованию земель лесного фонда недостаткам.
Определение невозможности использования лесов осуществляется Рослесхозом и (или) его территориальными органами в течение 45 дней со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки.
Перечисленные критерии оцениваются Рослесхозом как «дополнительная лесная амнистия», но, в любом случае, утвержденные критерии вносят ясность в определение принадлежности земельного участка при выявлении его пересечения с лесными участками.