Монреальский протокол принят 16 сентября 1987 года во исполнение Венской конвенции об охране озонового слоя, которая была принята 22 марта 1985 года. Эти документы направлены, в том числе на решение проблемы изменения климата в части влияния на климат «озоновой дыры».
С 1 января 2021 года в России вступила в силу Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
Кигалийской поправкой в Монреальский протокол включено приложение F, которым в список озоноразрушающих веществ включены гидрофторуглероды (ГФУ), с нулевым или близким к нулю индексом потенциала озоноразрушения (ODC), но планирующиеся к постепенному ограничению использования, как вещества, способствующие парниковому эффекту, с высоким коэффициентом потенциала глобального потепления.
Хотелось бы отметить, что в Приложении I к Венской конвенции изложен перечень и описание озоноразрушающих веществ, однозначно свидетельствующий о том, что ГФУ к ним не относятся и не являются объектом регулирования Венской конвенции, что делает внесение данных веществ в сферу «озонового» регулирования на более низкой ступени регулирования неправильным с точки зрения юридической техники.
Такая «врезка» создала хаос на первое время после ее введения в процесс регулирования веществ, включенных Кигалийской поправкой в приложение F к Монреальскому протоколу.
В качестве национального законодательства, которое должно быть принято во исполнение Монреальского протокола, на уровне ЕАЭС было принято Решение Коллегии ЕАЭК № 30 от 16.03.2021, устанавливающее порядок лицензирования при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества.
Получилось, что подготовка Решения Коллегии ЕАЭК № 30 от 16.03.2021, принятого во исполнение Кигалийской поправки, не была замечена экспертным сообществом во всех пяти странах Евразийского Экономического Союза. Это не удивительно, т.к. тех, кто следит за озоноразрушающими веществами, включение приложения F не затрагивало ввиду отсутствия там озоноразрушающих веществ, а лица, занимающиеся ГФУ, как уже сказано выше, не отслеживали законодательство по озоноразрушающим веществам, т.к. ГФУ не относятся к озоноразрушающим веществам. При этом Решение ЕАЭК не содержит никакого переходного периода. Согласно Решению ЕАЭК вещество просто включается в перечень веществ, для которых наличие лицензии на ввоз озоноразрушающих веществ обязательно. Таким образом, в момент вступления в силу Решения ЕАЭК эта лицензия уже должна быть в наличии у компании, ввозящей в Россию данные вещества, в том числе, и ГФУ.
В российском национальном законодательстве регулирование обращения с веществами списка F объединено с существовавшим ранее общим регулированием по озоноразрушающим веществам постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 (далее – Постановление № 206). Объединено, но в тоже время присутствует там обособленно.
Согласно Постановлением № 206 «Регулируемое вещество списка F» - это любое вещество, указанное в списке F, которое существует самостоятельно или в смеси, включая изомеры регулируемых веществ списка F, и не является составной частью готового продукта, имеющего иную форму, чем емкость, используемая для транспортирования или хранения.
Государственное регулирование не распространяется на готовые продукты, имеющие иную форму, чем емкость, используемая для транспортирования или хранения, в состав которых входят регулируемые вещества списка F или их смеси, включая изомеры регулируемых веществ списка F.
Постановлением № 206 установлены допустимые объемы потребления в Российской Федерации регулируемых веществ списка F отдельно на 2022 - 2024 годы, на 2025 - 2028 годы, на 2029 - 2033 годы, на 2034 - 2035 годы и на 2036 год. Ввоз в Российскую Федерацию регулируемых веществ списка F осуществляется с учетом вышеописанных устанавливаемых допустимых объемов их потребления в Российской Федерации.
Ежегодно рассчитывать и распределять эти объемы между игроками регулирования уполномочено Минприроды России на основании предложений, полученных от Минпромторга России и информации об объеме фактически ввезенных в Российскую Федерацию регулируемых веществ списка F в предыдущем году, поступившей от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и планирующих осуществлять ввоз.
На 2025 год объем веществ, включенных в список F, планируемый к ввозу и к производству, установлен и распределен между конкретными импортерами и производителями распоряжением Правительства РФ от 23.12.2024 N 3950-р.
В рамках работ по вопросу регулирования обращения веществ списка F Минприроды письмом от 19 декабря 2024 г. N 03-14-53/52184 напомнило о графике сокращения потребления ГФУ, заложенном в Кигалийскую поправку. С 2025 года сокращение должно производиться в размере 35% от базовой линии, установленной для России, при 5%, заложенных на 2024 год.
Это письмо направлено производителям и поставщикам холодильного оборудования, так как значительное сокращение потребления ГФУ потребует от таких компаний планировать переход там, где это технически возможно и применимо, на оборудование, в котором применимы альтернативные хладагенты, в том числе природного происхождения.
Также обращение направлено и к органам субъектов РФ, призванных производить разъяснительную работу с представителями бизнеса.